+7 (903) 509-61-64 ICQ: 553-002-514

Академия услуг

 


Часть 1. Сущность аккредитации

от 13.07.2010 Часть 1. Сущность аккредитации

Обзор на тему: «АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ»

Сущность аккредитации

1. Определение

Широкое распространение различных форм оценки соответствия и значительное увеличение количества организаций, оказывающих услуги в данной сфере деятельности, вызвали необходимость установления уровня их компетентности и беспристрастности с помощью определенных критериев. И тем самым организации, которые прошли процедуру проверки соответствия установленным критериям, получали возможность представлять себя как действительно компетентный и беспристрастный орган по оценке соответствия, деятельность которого строго проверена и по достоинству оценена определенным уполномоченным органом. Эта процедура была названа аккредитацией [53].

В соответствии с международным стандартом ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" [17]  аккредитация - это аттестация третьей стороной, относящаяся к органу по оценке соответствия, служащая официальным доказательством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия.

В ФЗ "О техническом регулировании" [55] аккредитация определяется как официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Если рассматривать это определение по основным признакам, то можно выделить следующие понятия [2]:

Орган по аккредитации. В МС ИСО/МЭК 17000:2004 [16] указано, что органом по аккредитации является полномочный орган, проводящий аккредитацию.

Официальное признание. В соответствии с современными представлениями, под официальным признанием подразумевается признание, полученное от имени органа власти. К этому можно добавить, что в ИСО/МЭК 17000:2004 [16] в примечании к понятию "орган по аккредитации" указано, что "обычно орган по аккредитации получает полномочия от правительства". Следовательно, к органу по аккредитации предъявляются определенные требования, которые закрепляются в национальном законодательстве или в соглашениях между правительством и органом по аккредитации. Например, такие соглашения заключения между UKAS, COFRAC, NATA и правительствами Великобритании, Франции и Австралии соответственно [53].

Компетентность обеспечивается подготовкой и аттестацией экспертов, участвующих в аккредитации, и привлечением специалистов со стороны, то есть обладанием знаний, позволяющих в полной мере судить о чем-либо в данной области.

Понятие аккредитация применительно к органам по оценке соответствия впервые было введено в Австро-Венгрии в начале прошлого века, когда в соответствии с законом были установлены объекты аккредитации, предъявляемые к ним требования и порядок их подтверждения. В терминологию технических специалистов международного уровня понятие аккредитация, используемое ранее в сфере дипломатических отношений, прочно вошло только в 80-е годы.

Слово  аккредитация  происходит  от латинских  слов credere - "верить" и dare - и таким образом, имеет значение - давать уверенность.

Существует несколько интерпретаций термина аккредитация в области оценки соответствия. Так в законодательстве Китая, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы, Словении, Турции и Румынии даны определения, наиболее близкие термину, приведенному в ИСО/МЭК 17011:2004 [17], т.е. рассматривающие аккредитацию как процедуру. А в зако-нах Австрии и Израиля аккредитация определяется как офи-циальное признание компетентности, т.е. как результат прове-денной процедуры.

В соответствии со Статьей 31 ФЗ "О техническом регулировании" [55] аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

  • подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) [55].

Несмотря на то, что основным принципом аккредитации яв-ляется добровольность процедуры, которая является весьма затратной, в мире наблюдается устойчивый рост числа аккредитованных органов по оценке соответствия. Рост числа аккредитованных органов по оценке соответствия обусловлен в первую очередь тем, что только аккредитация органа для оценки соответствия дает уверенность потребителю этих услуг в полученных результатах. Кроме того, одной из главных причин увеличения количества аккредитованных органов по оценке соответствия является стремление изготовителя уменьшить риск причинения возможного ущерба, и как следствие, сократить размер страховой премии при страховании ответственности за качество продукцию. Потому что именно этот риск существенно зависит от наличия сертификата соответствия. Во многих странах обязатель-ность страхования ответственности изготовителей продукции становится действенным побудителем проведения работ по испытаниям и сертификации аккредитованными органами.

К объектам аккредитации могут быть отнесены любые органы, осуществляющие деятельность по оценке соответствия:

  • органы по сертификации;
  • инспекци-онные органы;
  • испытательные лаборатории;
  • калибровочные лаборатории.

С помощью аккредитации, которая является важной частью современной системы технического регулирования, официально признается возможность испытательной лаборатории компетентно выполнять определенные работы в заявленной области. Органы по аккредитации осуществляют организацию и проведение аккредитации, оценку соответствия испытательных лабораторий требованиям, предъявляемым к ним в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 [10], периодический контроль за аккредитованными испытательными лабораториями, а также координацию деятельности всех участников данной процедуры. Применение данного стандарта способствует сотрудничеству между лабораториями и другими органами, а также обмену информацией, опытом и гармонизации стандартов и процедур. Органы по аккредитации испытательных лабораторий с 2006 года должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17011:2004 [17], который принят в Российской Федерации в качестве государственного российского нормативного документа ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 [9] [42].

В зарубежных странах помимо аккредитации органов по сертификации продукции и систем менеджмента качества широко проводится также аккредитация органов по сертифи-кации систем экологического менеджмента, систем ХАССП и персонала.

В большинстве стран число инспекционных органов сопоставимо с числом органов по сертификации продукции. Но в России не только проведение их аккредитации не предусмотрено, но и сам термин "инспекционный орган" в нашей стране не используется, несмотря на то, что такой вид оценки соответствия, как инспекция, широко распространен.

Стремление лабораторий, находящихся в составе промышленных предприятий и не оказывающих сторонние услуги, также пройти процедуру аккредитации выражается в необходимости подтверждения своей компетентности для лиц, которые заинтересованы в достоверности результатов испытаний. Результаты лаборатории, не прошедшей аккредитацию, могут вызвать сомнения и быть отвергнуты контрольно-надзорными органами, что может послужить поводом для проведения повторных исследований в аккредитованной лаборатории [53].

Деятельность по оценке соответствия продукции, работ (услуг) требованиям качества и безопасности является одним из главных механизмов, регулирующих рыночные отношения в сфере бизнеса и торговли. Она включает испытания, измерения, исследования и контроль, подтверждение соответствия, регистрацию и т.д.  Оценку соответствия выполняют специальные организации, прошедшие аккредитацию на эту деятельность. Основным элементом обеспечения качества и достоверности проводимых лабораторных испытаний и исследований качества и безопасности исследуемых объектов является аккредитация - общепринятая процедура объективной и квалифицированной оценки (подтверждения) компетентности испытательных лабораторий [38].

2. Цели аккредитации

Основными целями аккредитации являются:

  • повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и органам по сертификации со стороны заявителя, государства и других заинтересованных сторон;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
  • признание результатов испытаний и сертификатов на национальном, региональном и международном уровнях.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи в области аккредитации:

  • установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;
  • установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;
  • создание национальных систем аккредитации, соответствующих международному уровню;
  • сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны [49].

3. Принципы аккредитации

Принципы аккредитации необходимы для достижения ее целей и удовлетворения требований, предъявляемых к органам по аккредитации.

Основные принципы, на которых основывается аккредитация в области оценки соответствия:

  • Добровольность проявляется в том, что аккредитация осуществляется в отношении тех объектов, которые добровольно изъявили желание получить оценку своей компетентности в определенной области и следовать правилам, установленным аккредитующим органом;

  • Общедоступность (прозрачность) достигается открытым доступом к информации о правилах и условиях аккредитации;

  • Компетентность обеспечивается специальной системой подготовки и аттестации участвующих в аккре-дитации экспертов, и привлечением со стороны специалистов в отдельных областях знаний;

  • Независимость и беспристрастность обеспечиваются прове-дением аккредитации организациями, независимыми от любого коммерческого, финансового, административного или другого давления на принимаемые ре-шения,  которые не осуществляют другие формы оценки соот-ветствия кроме непосредственно аккредитации и не оказы-вают консультационные услуги, касающиеся процедур ак-кредитации;

  • Равенство прав и законных интересов всех сторон, заинтере-сованных в результатах аккредитации, реализуется при помощью участия в деятельности совета при аккредитующем органе представителей организаций, являющихся продавцами, произ-водителями и потребителями, органов по оценке соответствия и органов исполнительной власти;

  • Недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

  • Обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

  • Недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

  • Недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях [53].

Список литературы

    1. Аладышкина Н. России нужна единая система аккредитации. // Стандарты и качество. 2004. - №1 - С. 6-7.
    2. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. - №2 - С. 18-22.
    3. Болдырев И.В. Новый проект - исключение из цепи законотворческих неудач. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 - С. 6-7.
    4. Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 - С. 31-33.
    5. Воронин Г.П. Аккредитация - гарантия доверия. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 - С. 5.
    6. ГОСТ Р 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
    7. ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.
    8.  ГОСТ Р 51000.6-2008. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.
    9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
    10.  ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
    11.  ГОСТ Р ИСО/МЭК Руководство 65:2000. Общие требования к органам по сертификации продукции.
    12.  Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
    13.  Закон РФ от 10.06.1993г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (утратил силу).
    14.  Змиевский В. Согласия в вопросах аккредитации достичь можно. // Стандарты и качество. 2009. - №9. - С. 46-47.
    15.  Зубихин А.В. О национальных системах стандартизации и оценки соответствия в США. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 - С. 38-42.
    16.  ИСО/МЭК 17000:2004. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
    17.  ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
    18.  ИСО/МЭК 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
    19.  ИСО/МЭК 17040:2005. Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны-ми участниками.
    20.  ИСО/МЭК/ТР 17010. Общие требования к органам, аккредитующим органы инспекции.
    21.  Коровкина И.А., Симкалова А.Н., Панкиной Г.В. Состояние и развитие работ по аккредитации в РФ. // Методы оценки соответствия. 2000. - №8 - С. 4-7
    22.  Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 671 с.
    23.  Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика. //  Методы оценки соответствия. 2008. - №10 - С. 17-22.
    24.  Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) - инструмент обеспечения достоверности результатов измерений. // Методы оценки соответствия. 2005. - №8 - С. 4-10.
    25.   Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий. // Методы оценки соответствия. 2007. - №10 - С. 5-9.
    26.  Постановление Госстандарта России № 151-ст от 31.05.2001г. "Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
    27.  Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №514 <Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности> (утратило силу).
    28.  Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии".
    29.  Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия".
    30.  Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 - С. 22-23.
    31.  Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 18.05.2005 №611 <О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии>.
    32.  Проект Федерального закона "Об аккредитации в области оценки соответствия" версия 1.1.
    33.  Р 50.1.035-2001. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
    34.  Р 50.4.001-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
    35.  Р 50.4.002-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации.
    36.  Р 50.4.003-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий.
    37.  Р 50.4.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации.
    38.  Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации. // Стандарты и качество. 2003. - №9 - С. 10-11.
    39.  Рахманов М.Л. Зарубежные системы аккредитации. // Стандарты и качество. 2003. - №11 - С. 84-86.
    40.  Рахманов М.Л. Система аккредитации - основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки  соответствия. 2006. - №7(1) - С. 23-28.
    41.  Рахманов М.Л., Овчаров В.К. Монопольный орган по аккредитации - за и против. // Методы оценки соответствия. 2004. - №12 - С. 4-7.
    42.  Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Таскаев С.Г. Аккредитация лабораторий (строительной и дорожной отраслей). // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 - С. 17-21.
    43.  РД-03-21-2007. Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
    44.  Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и совета от 9.07.2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рыком в отношении реализации продукции и отменяющий Регламент ЕЭС № 339/93.
    45.  Розенталь О.М. Выстаивается "мир аккредитации". // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 - С. 14-16.
    46.  Руководство ИСО/МЭК 58. Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
    47.  Руководство ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации (утратил силу).
    48.  СДА-01-2008. Система документов по аккредитации. Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия.
    49.  Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 536 с.: ил.
    50.  Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Основные положения. Одобрена заседанием рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Протокол от 21 декабря 2007 года № 16).
    51.  Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации. №101-06, утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 сентября 2006 г.
    52.  Система сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), утверждена Заместителем Председателя Госстандарта России 15.09.1992 г.
    53.  Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2008. - 678 с.
    54.  Тиле Д., Беренс Ф. Будущее аккредитации в Германии. // Методы оценки соответствия. 2009. - №7 - С. 34-35.
    55.  Федеральный закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
    56.  Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях".
    57.  EN 45003. Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
    58.  EN 45010. Общие требования к оцениванию и аккредитации органов из сертификации/регистрации (утратил силу).
    59.  ENTWURF, Stand: 07 Juli 2008, Gesetz uber die Errichtung einer nationalen Akkreditierungsstelle - Akkreditierungsstelleerrichtungsgesetz (AkkStelleErG). (Проект закона о создании единого национального органа по аккредитации, состояние на 7 июля 2008 г.)
    60.  http://www.a2la.org/general/structure.cfm.
    61.  http://www.ecoindustry.ru/news.html&id=15017.

Количество показов: 10857
Количество комментариев:  55
Количество голосов:  8
Сумма голосов:  33
Рейтинг:  3.57

Возврат к списку

(Голосов: 8, Рейтинг: 3.57)

+7 (903) 509-61-64,   ipt>-s.ru

Академия услуг

, Москва   © 2008-2021

Uni-Doki.ru - Разработка сайта
ipt>
Если Вы заметили ошибку в тексте сайта, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Rambler's Top100 Яндекс цитирования