+7 (903) 509-61-64 ICQ: 553-002-514

Академия услуг

 


Часть 2. Связь аккредитации с деятельностью в области оценки соответствия

от 19.07.2010 Часть 2. Связь аккредитации с деятельностью в области оценки соответствия

Обзор на тему: «АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ»

Связь аккредитации с деятельностью в области оценки соответствия

Сущность оценки соответствия

В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» [55] «оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту».

Можно выделить такие формы оценки соответствия, как:

  1. аккредитация;
  2. государственный контроль (надзор) -
    «проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки» [55];
  3. испытание -
    Это «экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик, свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, моделировании и (или) воздействии» [6];
  4. регистрация;
  5. подтверждение соответствия -
    это «документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров» [55];
  6. приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено -
    это процедура сдачи построенного (реконструированного, модернизированного и т.д.) исполнителем объекта и приемки его специально уполномоченными лицами, выполняемая в строго определенной юридической форме [53];
  7. иные формы
    В качестве примеров «иных форм», существующих в настоящее время, можно привести лицензирование, экспертизу и классификацию.

Потребители хотят быть уверенными в качестве и безопасности товаров и услуг, которые они приобретают. Как производителю и продавцу завоевать их доверие на рынках как отечественном, так и международном? Ответ на это вопрос дает Рахманов М.Л. в своей работе [40]: «объективно проводить оценку соответствия продукции и услуг». В настоящее время в большинстве стран с развитой экономикой существуют и создаются органы по аккредитации и системы аккредитации, осуществляющие подтверждение компетентности органов по оценке соответствия.

Известно, что «основной задачей аккредитации является подтверждение соответствия компетентности физических и юридических лиц при проведении работ в определенной области оценки соответствия». И соответственно эту процедуру проходят испытательные и аналитические лаборатории, органы по сертификации, метрологические службы и другие организации с целью повышения доверия изготовителей, продавцов и потребителей к своей деятельности и создания условий для признания их деятельности.

Аккредитация как разновидность оценки соответствия приобретает все большее влияние в мире. Так, по мнению Версана В.Г. [53], в условиях глобализации рынка аккредитация выполняет такую важную функцию, как создание предпосылок для признания результатов оценки соответствия на международном  уровне. Система аккредитации становится базой для признания результатов оценки соответствия не только в России, но и за рубежом, тем самым устраняя барьеры и в международной торговле.

Схематичное изображение уровней деятельности можно проследить на Рисунке 1 [40].

urovni-deyatelnosti-ris1.gif

Рисунок 1. [40]

На Рисунке 1 показана схема передачи доверия от высшего звена до самого низшего – доверия к продукции.

В целях управления деятельностью национальных аккреди­тующих органов и создания документированных процедур (рекомендаций и общих правил) аккредитации были созданы организации по аккредитации на региональном и международном уровне:

  • Международный форум по аккредитации (IAF);
  • Международная организа­ция по аккредитации лабораторий (ILAC);
  • Европейская сотрудничество по аккредитации (ЕА);
  • Азиатско-Тихоокеанская орга­низация по аккредитации (APLAC) и др.

В мировой практике в области оценки соответствия находят свое применение разные формы соглашений о взаимном призна­нии деятельности. В качестве примера можно привести формы, описанные Версаном В.Г., автором книги «Техническое регулирование» [53]:

MLA (multilateral agreement) — многостороннее соглашение о признании результатов оценки соответствия, которое заклю­чается в соответствии с Уставом IAF, его членами (национальными аккредитующими органами в области сертификации) и не имеет характера международного договора и связанных с этим правовых обязательств. MLA приносят свободу в мировую торговлю, сокращая технические барьеры в торговле.

Документ содержит положения, которые должны соблюдать подписавшие его органы:

  • использовать Руководство IAF;
  • признавать системы аккредитации других органов, подписавших соглашение, и выданные ими сертификаты;
  • отвечать на претензии, предоставлять информацию об изменениях в своей системе и обеспечивать конфиденциальность [40].

Mutual Recognition Arrangement (договоренность о взаимном признании) заключается в рамках ILAC ее членами — национальными аккредитующими органами в области испытаний, калибровок и инспекций. Договоренности о взаимном признании являются ключевыми для признания результатов оценки соответствия в других странах — участницах договоренности. Каждый участник такой договоренности признает аккредитованные лаборатории друго­го участника так же, как если бы он сам осуществлял их оценку и аккредитацию.

Agreement on mutual recognition (соглашение о взаимном признании) заключается между правительствами стран и представляют собой международные договоры, регулирующие отношения по признанию результатов оценки соответствия только в законодательно регулируемой сфере.

Как видно из вышеуказанных описаний, договоренность о взаимном признании и соглашение о взаимном признании хотя и обозначаются одной аббревиатурой — MRA, но имеют принципиальные отличия.

Во введении к стандарту ИСО/МЭК 17011:2008 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» [17] особое внимание уделяется  значению аккредитации для реализации одного из основных принципов ВТО, который заключается в том, что продукция или услуги, официально принятая в одной стране, должна свободно об­ращаться в других странах, не проходя повторных испытаний, проверок и сертификации. И это не должно зависеть от того, включена ли продукция или услуга полностью или частично в законодательно регулируемую сферу.

При заключении многосторонних согла­шений о взаимном признании между аккредитующими органа­ми обязательно предполагается проведение взаимного контроля, который регламентируется стандартом ИСО/МЭК 17040:2005 «Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны­ми участниками» [19]. Этот контроль предусматривает проверку установления единых требований к объектам аккредитации, политике органа по аккредитации, системе подготовки и оценке квалификации экспертов по аккредитации и другим аспектам деятельности органа по аккредитации [53].

Испытательные (измерительные) лаборатории являются важнейшим звеном в инфраструктуре деятельности по оценке соответствия. От их компетентности напрямую зависит достоверность измери­тельной информации о характеристиках исследуемого объекта, полученной в результате реализуемых процедур (измерений, испыта­ний, анализа, контроля и т.п.) в области оценки соответствия, и обоснованность принимаемых на ее базе решений о соответствии объекта установленным к нему требованиям [25].

Органы по сертификации и испытательные лаборатории заинтересованы в аккредитации, поскольку она способствует повышению доверия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон и обеспечивает должное уважение к выданным протоколам и сертификатам у органов государственного или таможенного контроля. Но как писал Розенталь О.М. в своей работе [45], речь идет не о «самопальной» системе, разработанной группой любителей, а о таком «официальном признании компетентности», которое имеет должным авторитет в стране и в мире.

Как писал Мигин С.В. [23], «аккредитация традиционно выделяется из общего ряда форм оценки соответствия по той причине, что сама является процедурой определения соблюдения требований, предъявляемых к органам по оценке соответствия». Эффективность функционирования системы аккредитации напрямую влияет на компетентность органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)), уровень доверия к их деятельности и признание достоверности их результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что «аккредитация является универсальным инструментом формирования доверия к деятельности органа по оценке соответствия» [2].

Список литературы

  1. Аладышкина Н. России нужна единая система аккредитации. // Стандарты и качество. 2004. - №1 – С. 6-7.
  2. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. - №2 – С. 18-22.
  3. Болдырев И.В. Новый проект – исключение из цепи законотворческих неудач. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 6-7.
  4. Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 31-33.
  5. Воронин Г.П. Аккредитация – гарантия доверия. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 5.
  6. ГОСТ Р 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  7. ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.
  8.  ГОСТ Р 51000.6-2008. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.
  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  10.  ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  11.  ГОСТ Р ИСО/МЭК Руководство 65:2000. Общие требования к органам по сертификации продукции.
  12.  Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  13.  Закон РФ от 10.06.1993г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу).
  14.  Змиевский В. Согласия в вопросах аккредитации достичь можно. // Стандарты и качество. 2009. – №9. – С. 46-47.
  15.  Зубихин А.В. О национальных системах стандартизации и оценки соответствия в США. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 38-42.
  16.  ИСО/МЭК 17000:2004. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
  17.  ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  18.  ИСО/МЭК 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  19.  ИСО/МЭК 17040:2005. Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны­ми участниками.
  20.  ИСО/МЭК/ТР 17010. Общие требования к органам, аккредитующим органы инспекции.
  21.  Коровкина И.А., Симкалова А.Н., Панкиной Г.В. Состояние и развитие работ по аккредитации в РФ. // Методы оценки соответствия. 2000. - №8 – С. 4-7
  22.  Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.
  23.  Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика. //  Методы оценки соответствия. 2008. - №10 – С. 17-22.
  24.  Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) – инструмент обеспечения достоверности результатов измерений. // Методы оценки соответствия. 2005. – №8 – С. 4-10.
  25.   Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий. // Методы оценки соответствия. 2007. – №10 – С. 5-9.
  26.  Постановление Госстандарта России № 151-ст от 31.05.2001г. «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации».
  27.  Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» (утратило силу).
  28.  Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  29.  Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
  30.  Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 22-23.
  31.  Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 18.05.2005 №611 «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  32.  Проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» версия 1.1.
  33.  Р 50.1.035-2001. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
  34.  Р 50.4.001-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
  35.  Р 50.4.002-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации.
  36.  Р 50.4.003-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий.
  37.  Р 50.4.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации.
  38.  Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации. // Стандарты и качество. 2003. - №9 – С. 10-11.
  39.  Рахманов М.Л. Зарубежные системы аккредитации. // Стандарты и качество. 2003. - №11 – С. 84-86.
  40.  Рахманов М.Л. Система аккредитации – основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки  соответствия. 2006. – №7(1) – С. 23-28.
  41.  Рахманов М.Л., Овчаров В.К. Монопольный орган по аккредитации – за и против. // Методы оценки соответствия. 2004. - №12 – С. 4-7.
  42.  Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Таскаев С.Г. Аккредитация лабораторий (строительной и дорожной отраслей). // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 17-21.
  43.  РД-03-21-2007. Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  44.  Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и совета от 9.07.2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рыком в отношении реализации продукции и отменяющий Регламент ЕЭС № 339/93.
  45.  Розенталь О.М. Выстаивается «мир аккредитации». // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 14-16.
  46.  Руководство ИСО/МЭК 58. Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  47.  Руководство ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации (утратил силу).
  48.  СДА-01-2008. Система документов по аккредитации. Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия.
  49.  Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.: ил.
  50.  Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Основные положения. Одобрена заседанием рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Протокол от 21 декабря 2007 года № 16).
  51.  Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации. №101-06, утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 сентября 2006 г.
  52.  Система сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), утверждена Заместителем Председателя Госстандарта России 15.09.1992 г.
  53.  Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 678 с.
  54.  Тиле Д., Беренс Ф. Будущее аккредитации в Германии. // Методы оценки соответствия. 2009. - №7 – С. 34-35.
  55.  Федеральный закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  56.  Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
  57.  EN 45003. Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  58.  EN 45010. Общие требования к оцениванию и аккредитации органов из сертификации/регистрации (утратил силу).
  59.  ENTWURF, Stand: 07 Juli 2008, Gesetz uber die Errichtung einer nationalen Akkreditierungsstelle – Akkreditierungsstelleerrichtungsgesetz (AkkStelleErG). (Проект закона о создании единого национального органа по аккредитации, состояние на 7 июля 2008 г.)
  60. http://www.a2la.org/general/structure.cfm.
  61. http://www.ecoindustry.ru/news.html&id=15017.

Количество показов: 3938
Количество комментариев:  22
Количество голосов:  7
Сумма голосов:  31
Рейтинг:  3.66

(Голосов: 7, Рейтинг: 3.66)

Если Вы заметили ошибку в тексте сайта, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

eight='31'><\/a>") //--dth=1 height=1>")
les/">Возврат к списку