+7 (903) 509-61-64 ICQ: 553-002-514

Академия услуг

 


Часть 3. Системы аккредитации РФ

от 26.07.2010 Часть 3. Системы аккредитации РФ

Обзор на тему: «АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ» 

Системы аккредитации РФ

В Российской Федерации зарегистрировано несколько систем аккредитации:

  • Российская система аккредитации 
  • Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) 
  • Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические испытания, исследования 
  • Единая система оценки соответствия 
  • Система аккредитации органов по оценке риска 
  • Система аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории 
  • Система аккредитации лабораторий радиационного контроля и другие. 

Подробнее рассмотрим некоторые системы.

1. Российская система аккредитации (РОСА)

Работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации началась в 1995 году.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, осуществляющих деятельность в области аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий и других аккредитованных организаций, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы (рис. 2).

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу, правила и процедуры системы, однако орган аккредитации в некоторых случаях  имеет право установить дополнительные критерии к объекту аккредитации в соответствии с особенностями его деятельности [22].

В настоящее время существует правовая и методическая основа аккредитации РОСА. Она максимально гармонизирована с Руководствами ИСО/МЭК 58 [46] и ИСО/МЭК 61 [47] в области аккредитации и европейскими нормами EN 45003 [57] и EN 45010 [58]. Последняя редакция «Общих правил по проведению аккредитации в РФ» введена в действие Постановлением Госстандарта России от 31.05.2001 [26].

Участники Российской системы аккредитации:

members-of-RSA.gif

Рисунок 2 Структура РОСА [49]

  1. Совет

    Совет занимается такими вопросами, как:

    • принципы проведения единой технической политики в области аккредитации;
    • исследования по аккредитации;
    • координация деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации;
    • международное сотрудничество в области аккредитации;
    • анализ результатов деятельности по аккредитации;
    • ведение объединенного реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации.

  2. Аккредитующий орган

    Органом по аккредитации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Главной задачей аккредитующего органа является реализация единой политики по аккредитации в России. Для решения данной задачи орган по аккредитации выполняет ряд основных функций, способствующих достижению поставленной цели:

    • создание специальных правил процедуры аккредитации;
    • установление специальных требований к объектам аккредитации,
    • аккредитация объектов и выдача им аттестата аккредитации;
    • приостановка или отмена действия выданных аттестатов аккредитации;
    • организация и проведение инспекционного контроля за аккредитованными субъектами;
    • регистрация аккредитованных объектов и экспертов, а также публикация информации о них и рассмотрение апелляций;
    • разработка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных.

    Также в свою очередь аккредитующий орган должен отвечать определенным требованиям. Согласно им, орган по аккредитации должен:

    1. иметь руководителя, несущего в полном объеме ответственность за свою работу перед организацией, которой он подотчетен;
    2. располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду и области работ, выполняемой под руководством главного администратора;
    3. иметь организационную структуру, обеспечивающую независимость штатного персонала от воздействия со стороны лиц, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирующую отсутствие незаконного или иного давления на персонал, оказывающего влияние на его суждения или результаты выполненной работы;
    4. располагать соответствующими соглашениями, которые обеспечивают привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов [22].

    Орган по аккредитации должен располагать документацией, условно поделенной на 3 группы [49]:

    • общая документация по правилам аккредитации;
    • внутренняя документация органа по процедурам аккредитации;
    • информационные сведения об органе и его деятельности.

    В качестве общей документации по правилам аккредитации Российской системы аккредитации можно привести:

    • ГОСТ Р 51000.4-2008 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» [7]
    • ГОСТ Р 51000.6-2008 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг» [8]
    • Постановление Госстандарта РФ «Общие правила по проведению аккредитации в РФ» от 31.05.2000 №151-ст [26] и другие.

    Процедура рассмотрения и прохождения документов при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий осу­ществляется в порядке, установленном приказом Ростехрегулирования [31], разработанным в соответствии с вышеперечисленными документами

  3. Научно-методический центр Системы - ОАО «ВНИИС»

    ОАО «ВНИИС» занимается разработкой и представлением для утверждения в Ростехрегулирование проектов нормативных и рекомендательных документов по процедурам аккредитации. ОАО «ВНИИС» также представляет собой одну из упол­номоченных экспертных организаций Системы — он уполномочен проводить экспертизу документов заявителя, готовить предложения для организации работы аттестационной комиссии и давать заключе­ния для принятия Ростехрегулированием решений по аккредитации [53].

  4. Аккредитованные организации

    Они обязаны осуществлять свою деятельность строго в пределах области аккредитации и поддерживать состояние организации в соответствии с установленными требованиями. В процессе своей деятельности аккредитованные организации находятся во взаимодействии с органом по аккредитации и другими участниками системы и обязаны предоставлять информацию обо всех изменениях, касающихся критериев аккредитации.

  5. Эксперты по аккредитации

    Эксперты по аккредитации проводят экспертизу документов, подаваемую при аккредитации, проводят аттестацию заявителей и занимаются подготовкой решения о выдаче аттестата аккредитации. Также в их компетенцию входит инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных организаций.

    Главными целями аккредитации являются обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности и создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций, аккредитованных в одной и той же области [22].

2. Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические испытания, исследования.

Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, устанавливает общие требования и процедуру проведения аккредитации испытательных лабораторий, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора и в сфере защиты прав потребителей, а также в целях лабораторной диагностики факторов среды обитания человека. По установленной процедуре могут аккредитоваться организации, их испытательные лабораторные центры, испытательные лаборатории, проводящие санитарно-эпидемиологические исследования и испытания, а также другие измерения, необходимые для реализации указанных целей.

В соответствии с определениями, установленными документом «Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации» №101-06 [51], гармонизированным с Федеральным законом «О техническом регулировании» [55] и международным стандартом ИСО/МЭК 17000 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» [16], испытательная лаборатория – это «лаборатория, которая проводит исследования, испытания (измерения)», а испытательный лабораторный центр – «комплекс лабораторий, который проводит исследования, испытания (измерения)».

Данная Система является открытой для аккредитации в ней испытательных лабораторий, учреждений и организаций Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской Академии медицинских наук и других организаций, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Аккредитацию испытательных лабораторий в Системе проводят с целью официального признания их независимости и (или) технической компетентности в заявленной области аккредитации. Аккредитация может проводиться в отношении как испытательных лабораторных центров и отдельных испытательных лабораторий, так и в отношении лабораторий в составе испытательных лабораторных центров.

Испытательные лаборатории проводят исследования, испытания:

  • зданий, строений, сооружений;
  • продукции производственно-технического и бытового назначения;
  • товаров, продуктов (в том числе, пищевых);
  • продовольственного и непродовольственного сырья, материалов;
  • работ и услуг;
  • дезинфекционных и парфюмерно-косметических средств;
  • медицинских иммунобиологических препаратов;
  • природных промышленных (воздух, вода, почва) и биологических сред.

А именно:

  1. количественный химический анализ;
  2. токсиколого-гигиенические исследования (испытания);
  3. микробиологические (бактериологические, вирусологические, серологические);
  4. паразитологические исследования;
  5. измерения, исследования физических факторов, в том числе, неионизирующие излучения;
  6. радиологические исследования.

Аккредитация испытательных лабораторий включает последующий инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий в течение срока действия аттестата аккредитации, который не может превышать 5 лет. Конкретный срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории устанавливает и утверждает Центральный орган по аккредитации лабораторий. Аккредитованные испытательные лаборатории вносятся как в Реестр Системы, так и в Государственный реестр в порядке, установленном Системой.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет свою деятельность в установленной области в соответствии с документами:

  • "Положением об аккредитованной испытательной лаборатории";
  • "Руководством по качеству";
  • "Паспортом аккредитованной испытательной лаборатории".

Структура Системы аккредитации лабораторий службы.

  • Центральный орган по аккредитации лабораторий;
  • Аттестационный Совет;
  • Комиссия по апелляциям;
  • Научно-методический Совет;
  • аккредитованные испытательные лаборатории;
  • эксперты по аккредитации, испытаниям.

В соответствии с определением, предложенным ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и основные принципы» [16], аккредитация испытательной лаборатории – это «официальное признание Центральным органом по аккредитации лабораторий компетентности (способности) лаборатории выполнять испытания или виды испытаний в определенной (заявленной) области».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Центральный орган по аккредитации лабораторий представляет собой «полномочный (авторитетный) орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию испытательных лабораторий, являющихся объектами аккредитации» [51].

Функции Центрального органа по аккредитации лабораторий в Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытаний, возложены на Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Центральный орган по аккредитации лабораторий осуществляет свою деятельность в соответствии с "Положением о Центральном органе по аккредитации", утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Центральный  орган  по  аккредитации  управляет Системой и осуществляет следующие виды  деятельности:

  • проведение единой политики в области аккредитации;
  • разработка требований к документам по аккредитации, оформляемым  в лабораториях и центрах аккредитации;
  • разработка  требований  и  критерий, предъявляемых к объектам аккредитации,  экспертам и порядку  их подготовки и аттестации;
  • разработка и утверждение правил и рекомендаций  по аккредитации, опубликование документов Системы;
  • создание и  обеспечение  функционирования  системы  качества  Центрального органа по аккредитации;
  • взаимодействие с отечественными и зарубежными организациями по аккредитации;
  • проведение анализа деятельности по аккредитации;
  • рассмотрение экономических аспектов по вопросам аккредитации.

В  области  организации  и проведения работ по аккредитации Центральный орган по аккредитации аккредитует испытательные лаборатории и центры аккредитации, организует и проводит инспекционный контроль за их деятельностью, а также принимает решения о приостановлении, отмене или продлении действия аттестата аккредитации.  

Испытательная лаборатория проходит аккредитацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 [10] и критериям Системы. Основополагающей функцией испытательной лаборатории, аккредитованной в Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания,  является выполнение работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации и установленным правилам.

К критериям аккредитации лабораторий Системы относятся:

  • требования по независимости и беспристрастности;
  • требования к управлению;
  • технические требования.

Две последние группы требований являются основополагающими при определении технической компетентности лаборатории.

Система функционирует с целью подтверждения компетентности испытательных лабораторий, осуществляющих исследования, испытания, необходимые для обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Результаты испытаний, измерений и исследований, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях, признаются для выдачи сертификата соответствия без проведения дополнительных испытаний [51].

3. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)

Система аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ) введена в действие 1 апреля 1993 года постановлением Госстандарта России. В настоящее время аккредитация в СААЛ для большинства лабораторий является способом подтверждения их компетентности в деятельности по оценке соответствия в области аналитических работ. Во время создания Системы была учтена международный практика ра­бот по аккредитации лабораторий (поло­жения документов ИСО/МЭК, ИСО/КАСКО, руководств ИЛАК, ЕВРОХИМ/СИТАК), накоплен пятнадцатилет­ний опыт проведения аттестации аналитических лабораторий, обобщены результаты внедрения разра­ботанного ФГУП «УНИИМ» и Ассоциацией аналитических центров «Аналити­ка» (ААЦ «Аналитика») документа «Си­стема аккредитации аналитических лабо­раторий (центров)» [52], одобренного НТК Госстандарта России от 15.09.1992 г. и рекомендованного «для практической апробации работ по аккредитации ана­литических лабораторий в целях призна­ния на государственном уровне их ком­петентности и объективности в проведе­нии количественного химического ана­лиза (КХА) веществ и материалов» [26].

Функционирование СААЛ осуществляется  с целью:

  1. подтверждения  компетентности  лабораторий, осуществляющих оценку соответствия, в том числе в области технического регулирования  в Российской Федерации;
  2. обеспечения потребностей заинтересованных сторон в получении достоверных сведений о составе и свойствах объектов аналитических работ.

    Под аналитическими работами в основополагающем документе СААЛ [50] подразумевается «деятельность, связанная с определением (анализом, измерением, испытанием, контролем, идентификацией, исследованием) химического состава, структуры,  свойств объектов аналитических работ (веществ, материалов, продукции, природных и производственных сред, биологических объектов, параметров условий труда и т.п.)»;

  3. обеспечения доверия потребителей результатам измерений;
  4. обеспечения единства измерений при выполнении аналитических работ;
  5. создания условий для сопоставимости результатов измерений;
  6. разработка и принятие соглашений на национальном и международном уровнях [50].

Документы, регламентирующие деятельность СААЛ, разделены на 3 группы:

  1. Основопологающие документы СААЛ;
  2. Документы, определяющие организационную основу функционирования СААЛ;
  3. Методические материалы.

Организационные основы функционирования СААЛ.

SAAL.gif

Рисунок 3. Структурная схема СААЛ [24]

  1. Орган по аккредитации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  2. Рабочий аппарат органа по аккредитации – Управление метрологии;
  3. Экспертные организации (ЭО), исполняющие практическую деятельность в СААЛ по  оцениванию соответствия лабораторий критериям аккредитации в заявляемой области аккредитации;
  4. Аккредитованные аналитические лаборатории;
  5. Научно-методический центр (НМЦ) – ФГУП «УНИИМ»,  осуществляющий разработку и совершенствование нормативной базы функционирования СААЛ;
  6. Комиссия по апелляциям;
  7. Специализированный совет по сертификации экспертов по аккредитации аналитических лабораторий;
  8. Эксперты по аккредитации аналитических лабораторий являются физическими лицами, имеющими опыт работы в области аналитических измерений, обладающие знаниями специфики их метрологического обеспечения, обученные правилам проверки квалификации лабораторий и методами оценки их компетентности;
  9. Реестр СААЛ [25].

Виды аналитических работ, выполняемых лабораториями, аккредитованными в СААЛ:

  1. Анализ (измерения, испытания, контроль):
    • воды (питьевой, природной, подземной, поверхностной и морской, сточной, очищенной сточной и др.);
    • почв, грунтов, донных отложений;
    • отходов промышленных производств, промышленных выбросов в атмосферу;
    • воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха, атмосферных осадков;
    • нефти, нефтепродуктов, природного газа;
    • горных пород, руд, строительных материалов;
    • металлов и сплавов черной и цветной металлургии;
    • удобрений, реактивов;
    • пищевых продуктов и продовольственного сырья;
    • биологических объектов растительного и животного происхождения.
  2. Определение показателей вредности и опасности факторов производственной среды и др.

    СААЛ направлена на создание сети аккредитованных аналитических лабораторий как механизма гарантии обеспечения единства и требуемой точности измерений показателей химического состава веществ и материалов, достоверности их сертификационных испытаний и аналитического контроля в целом [24].

4. Единая система оценки соответствия (ЕС ОС)

ЕС ОС устанавливает единые требования, предъявляемые к организациям, проводящих оценку соответствия на поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объектах – органам оценки соответствия. Свидетельство об аккредитации, выдаваемое в ЕС ОС, служит основанием для признания компетентности органов по оценке соответствия, а также свидетельствует о их соответствии установленным нормам и правилам.

 Формы оценки соответствия, проводимые в рамках ЕС ОС:

  • аккредитация;
  • аттестация;
  • сертификация;
  • испытания;                                
  • измерения;                       
  • контроль;
  • анализ;                                       
  • экспертиза.

Правила и процедуры ЕС ОС разработаны в соответствии с требованиями и критериями международных и европейских стандартов по оценке соответствия [61].

В Положении о ЕС ОС [43] указано о том, что процедура аккредитации, ранее использовавшаяся для оценки компетентности органов оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике, также будет применена в области ядерной, радиационной безопасности, безопасности в строительстве.

Основные цели ЕС ОС:

  1. повышение уровня промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;
  2. установление общих принципов оценки соответствия объектов, подконтрольных Ростехнадзору;
  3. оказание спектра услуг по подтверждению компетентности организаций;
  4. повышение качества оказываемых услуг и доверия к деятельности органов оценки;
  5. совершенствование уровня квалификации персонала и компетентности органов оценки соответствия;
  6. актуализация методических документов и технических средств в соответствии с научно-техническим прогрессом и проверка их на применимость при оценке соответствия.

Основные задачи ЕС ОС:

  • проведение добровольной аккредитации органов оценки соответствия на базе единых требований;
  • гармонизация правил и процедур ЕС ОС с требованиями и критериями международных и европейских стандартов по оценке соответствия;
  • аттестация персонала, осуществляющего работы по оценке соответствия;
  • аттестация лабораторий, методических документов и технических средств, используемых при оценке соответствия;
  • формирование информационного обеспечения ЕС ОС и банка данных таких объектов, как аккредитованные органы оценки соответствия, аттестованный персонал, аттестованные лаборатории, методические документы и технические средства.

Организационная структура ЕС ОС.

  1. подсистема промышленной безопасности;
  2. подсистема экологической безопасности;
  3. подсистема безопасности в энергетике;
  4. подсистема безопасности в строительстве;
  5. подсистема ядерной и радиационной безопасности.

В данной Системе существует совокупность документов по аккредитации участников Единой системы оценки соответствия, устанавливающих общие правила, положения и требования к объектам и органам по аккредитации, и имеющие обозначение СДА – «Система документов по аккредитации».  В качестве примера можно привести:

  • СДА-01-2008 «Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия»;
  • СДА-09-2008 «Положение об органе по аккредитации»;
  • СДА-11-2008 «Требования к экспертным организациям»;
  • СДА-12-2008 «Правила аттестации (сертификации) экспертов»;
  • СДА-15-2008 «Требования к испытательным лабораториям»;
  • СДА-17-2008 «Требования к инспекционным организациям»;
  • СДА-18-2008 «Требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере компетенции Ростехнадзора»;
  • СДА-19-2008 «Требования к органам по сертификации продукции»;
  • СДА-22-2008 «Условия использования символов аккредитации»;
  • СДА-24-2008 «Правила аттестации (сертификации) персонала испытательных лабораторий»;
  • СДА-25-2008 «Требования к экспертам по сертификации и порядок их аттестации» и другие.
Данные нормативные документы разработаны с учетом замечаний участников Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Европейской комиссии по аккредитации (ЕА) и учитывает требования международных стандартов серий ISO 9000, ISO 17000.

Состав участников ЕС ОС

opeca-accrerditation.gif

Рисунок 4. Принципиальная схема аккредитации органов оценки соответствия.[43]

Компетентность органов оценки соответствия определяется в соответствии с требованиями, установленными в документах Единой системы (СДА). Они должны иметь статус юридического лица и обладать документально оформленной системой качества, соответствующей характеру выполняемых работ и требованиям стандартов серии ISO 17000, основным документом которой является Руководство по качеству.

Орган оценки соответствия должен располагать всем необходимым для проведения и оформления результатов оценки соответствия, в том числе: аттестованным персоналом, помещениями и оборудованием, необходимыми нормативными, техническими и методическими документами, регламентирующими проведение оценки соответствия в заявленной области аккредитации.

Центральный орган может устанавливать дополнительные технические критерии, обусловленные спецификой оценки соответствия в различных отраслях.

Область аккредитации определяет сферу компетентности аккредитованного органа в определенной области оценки соответствия и в общем виде включает номенклатуру объектов и видов деятельности, для которых проводится оценка соответствия, а также перечень нормативных, технических и методических документов, в соответствии с которыми проводится оценка соответствия [48].

Применение процедур, разработанных ЕС ОС, должно способствовать повышению эффективности государственного управления, сокращению неэффективного государственного вмешательства в экономику посредством исключения избыточных функций.

Главной целью ЕС ОС является обеспечение промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

В настоящее время в рамках ЕС ОС подтвердили компетентность более 4 тысяч организаций и около 30 тысяч экспертов и специалистов [61].

Список литературы

  1. Аладышкина Н. России нужна единая система аккредитации. // Стандарты и качество. 2004. - №1 – С. 6-7.
  2. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. - №2 – С. 18-22.
  3. Болдырев И.В. Новый проект – исключение из цепи законотворческих неудач. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 6-7.
  4. Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 31-33.
  5. Воронин Г.П. Аккредитация – гарантия доверия. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 5.
  6. ГОСТ Р 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  7. ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.
  8. ГОСТ Р 51000.6-2008. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.
  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  11. ГОСТ Р ИСО/МЭК Руководство 65:2000. Общие требования к органам по сертификации продукции.
  12. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  13. Закон РФ от 10.06.1993г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу).
  14. Змиевский В. Согласия в вопросах аккредитации достичь можно. // Стандарты и качество. 2009. – №9. – С. 46-47.
  15. Зубихин А.В. О национальных системах стандартизации и оценки соответствия в США. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 38-42.
  16. ИСО/МЭК 17000:2004. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
  17. ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  18. ИСО/МЭК 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  19. ИСО/МЭК 17040:2005. Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны­ми участниками.
  20. ИСО/МЭК/ТР 17010. Общие требования к органам, аккредитующим органы инспекции.
  21. Коровкина И.А., Симкалова А.Н., Панкиной Г.В. Состояние и развитие работ по аккредитации в РФ. // Методы оценки соответствия. 2000. - №8 – С. 4-7
  22. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.
  23. Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика. //  Методы оценки соответствия. 2008. - №10 – С. 17-22.
  24. Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) – инструмент обеспечения достоверности результатов измерений. // Методы оценки соответствия. 2005. – №8 – С. 4-10.
  25.  Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий. // Методы оценки соответствия. 2007. – №10 – С. 5-9.
  26. Постановление Госстандарта России № 151-ст от 31.05.2001г. «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации».
  27. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» (утратило силу).
  28. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  29. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
  30. Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 22-23.
  31. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 18.05.2005 №611 «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  32. Проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» версия 1.1.
  33. Р 50.1.035-2001. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
  34. Р 50.4.001-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
  35. Р 50.4.002-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации.
  36. Р 50.4.003-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий.
  37. Р 50.4.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации.
  38. Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации. // Стандарты и качество. 2003. - №9 – С. 10-11.
  39. Рахманов М.Л. Зарубежные системы аккредитации. // Стандарты и качество. 2003. - №11 – С. 84-86.
  40. Рахманов М.Л. Система аккредитации – основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки  соответствия. 2006. – №7(1) – С. 23-28.
  41. Рахманов М.Л., Овчаров В.К. Монопольный орган по аккредитации – за и против. // Методы оценки соответствия. 2004. - №12 – С. 4-7.
  42. Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Таскаев С.Г. Аккредитация лабораторий (строительной и дорожной отраслей). // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 17-21.
  43. РД-03-21-2007. Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  44. Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и совета от 9.07.2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рыком в отношении реализации продукции и отменяющий Регламент ЕЭС № 339/93.
  45. Розенталь О.М. Выстаивается «мир аккредитации». // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 14-16.
  46. Руководство ИСО/МЭК 58. Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  47. Руководство ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации (утратил силу).
  48. СДА-01-2008. Система документов по аккредитации. Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия.
  49. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.: ил.
  50. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Основные положения. Одобрена заседанием рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Протокол от 21 декабря 2007 года № 16).
  51. Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации. №101-06, утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 сентября 2006 г.
  52. Система сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), утверждена Заместителем Председателя Госстандарта России 15.09.1992 г.
  53. Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 678 с.
  54. Тиле Д., Беренс Ф. Будущее аккредитации в Германии. // Методы оценки соответствия. 2009. - №7 – С. 34-35.
  55. Федеральный закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  56. Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
  57. EN 45003. Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  58. EN 45010. Общие требования к оцениванию и аккредитации органов из сертификации/регистрации (утратил силу).
  59. ENTWURF, Stand: 07 Juli 2008, Gesetz uber die Errichtung einer nationalen Akkreditierungsstelle – Akkreditierungsstelleerrichtungsgesetz (AkkStelleErG). (Проект закона о создании единого национального органа по аккредитации, состояние на 7 июля 2008 г.)
  60. http://www.a2la.org/general/structure.cfm.
  61. http://www.ecoindustry.ru/news.html&id=15017.

Количество показов: 26863
Количество комментариев:  90
Количество голосов:  8
Сумма голосов:  36
Рейтинг:  3.74 andler); CPHttpRequest.Post(TID, url, arParams); } }
(Голосов: 8, Рейтинг: 3.74)

info-s.ru

Академия услуг

, Москва   © 2008-2021

Uni-Doki.ru -
Если Вы заметили ошибку в тексте сайта, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

")