рат к списку

 

+7 (903) 509-61-64 ICQ: 553-002-514

Академия услуг

 


Часть 4. Формирование национальной Системы аккредитации РФ

от 09.08.2010 Часть  4. Формирование  национальной Системы аккредитации РФ

Обзор на тему: «Аккредитация органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий

Часть 4.

Формирование национальной Системы аккредитации РФ

В ст. 3 Федерального закона «О техническом регулировании» [55] в качестве одного из основных принципов технического регулирования определены единая система и правила аккредитации.

В результате проведения анализа проведения работ по аккредитации РФ был обнаружен ряд недостатков существующей практики аккредитации:

  • совмещение полномочий по установлению правил и проведению аккредитации;
  • использование при проведении аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти разных критериев и процедур;
  • отсутствие механизма координации деятельности различных федеральных органов исполнительной и пересечение областей их деятельности при проведении работ по аккредитации;
  • существующее различие в правилах и критериях аккредитации;
  • совмещение деятельности по аккредитации и сертификации;
  • ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;
  • необходимость совмещения механизмов различных систем аккредитации для обеспечения работы в системах сертификации [42].

Анализ зарубежной практики в работе Коровкина И.А., Симкалова А.Н. и Панкиной Г.В. [21] позволил выделить «основные мировые тенденции в организации работ по аккредитации:

  •  создание единых национальных систем аккредитации;
  •  проведение работ по единым правилам;
  •  стремление к взаимному признанию результатов аккредитации;
  •  разделение деятельности по сертификации и аккредитации;
  •  связь аккредитованных органов по сертификации и лабораторий с системами сертификации осуществляется уполномочиванием».

С помощью уполномочивания осуществляется определение возможности предоставление органам по сертификации и испытательным лабораториям права на проведение работ по подтверждению соответствия в законодательно регулируемой сфере.

Поэтому главной причиной создания единых национальных систем аккредитации с единым аккредитующим органом является, в первую очередь, потребность в их признании на региональном и международном уровне [21].

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий возникла в Российской Федерации в начале 90-х годов практически в одно время с формированием механизма сертификации, хотя процедура аттестации лабораторий, аналогичная процедуре аккредитации, была широко распространена в СССР. Аттестация лабораторий была введена в нашей стране еще в 1980 г. Госстандартом СССР как «квалификационно-правовой акт удостоверения органами метрологических служб министерств и ведомств (совместно с территориальными органами Госстандарта СССР) соответствия работы лаборатории установленным для нее требованиям» [24].

Обоснование необходимости и обязательности аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации устанавливалось законами РФ «О сертификации продукции и услуг» [13] и «О защите прав потребителей» [12], но в их структуре отсутствовали правовые основы этой деятельности. Этот пробел восполнил Федеральный закон «О техниче­ском регулировании» [55], содержащий принципы аккредитации, аналогичные принципам, на основе которых осуществляется деятельность ведущих зарубежных органов по аккредита­ции и соответствующие международным требованиям в этой области. Кроме того, Законом устанавливается недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и серти­фикации и положение о том, что аккредитация осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации [53].

В настоящее время в России кроме 18 систем обязательной сертификации, в каждой из которых действует собственная система аккредитации, существуют также самостоятельные доброволь­ные системы, а единая Система аккредитации еще не сформирована, и то, в каком виде она будет представлена, во многом определяет статус России на мировом рынке [1].

Создание единой Системы аккредитации в сферах деятельности по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции и услуг является стратегической задачей России, поскольку ее формирование и введение в действие позволит:

  • создать условия для вступления России в ВТО и IAF;
  • обеспечить решение вопроса между Россией и Европейским Союзом по взаимному признанию результатов испытаний и свидетельств соответствия;
  • использовать при проведении работ по аккредитации единые критерии и процедуры;
  • устранить ведомственную разобщенность;
  • управлять и обеспечивать упорядоченность работ по аккредитации, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
  • сократить необоснованные затраты заявителя в лице аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий на проведение аккредитации.

В течение последних лет Госстандартом России была проведена соответствующая работа по созданию единой Системы аккредитации Российской Федерации и рассмотрены несколько вариантов структуры Системы. Одновременно с этим проведены исследования и анализ деятельность по аккредитации в России и за рубежом. Соответствующие документы проходили согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и корректировку с учетом предложенных замечаний [21].

При участии заинтересованных сторон в виде различных министерств и ведомств Госстандартом России были разработаны основные принципы и подходы к созданию Системы аккредитации Российской Федерации, изложенные в проекте Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» [32]. Проект закона разработан в результате анализа мировой практики работ по аккредитации, требований законодательства, действующего в стране, сложившегося потенциала и опыта работы по аккредитации [49].

С точки зрения Болдырева И.В., проект закона имеет свои положительные стороны [3]:

  • Перевод аккредитации на саморегулирование.

За время существования института аккредитации (более 15 лет) сформировалась сложная распределительная система аккредитации. Каждый орган по аккредитации работает по собственным правилам, что приводит к возникновению недоверия к результатам аккредитации. Возможны 2 варианта введения контроля за деятельностью органов по аккредитации:

  1. создание федерального органа исполнительной власти, исполняющего функцию по разработке общих правил по проведению аккредитации и контроль за их соблюдением.  Такая попытка была реализована  Постановлением Правительства РФ «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» [27], но она закончилась безуспешно.
  2. объединение существующих органов по аккредитации в саморегулируемую организацию, занимающуюся разработкой общих правил по аккредитации и осуществляющую контроль за их выполнением. Это возможно привести в реальность благодаря существующему закону «О саморегулируемых организациях» [56].

При этом сохранится высокая степень автономности органов по аккредитации. Исходя из этого, проблема недоверия к результатам аккредитации будет исключена самим объединенным сообществом аккредитующих органов.

  • Исключение появления коррупции в процессе аккредитации.

При этом воздействие государства на процесс сохраняется через руководящие органы саморегулируемой организации.

  • Приближение к международной практике.

Благодаря тому, что членом ILAC (International Laboratory Accreditation Cooperation – Международное сотрудничество по аккредитации) может выступать национальный координирующий орган (national coordination body), возможность вхождения отдельных органов по аккредитации в многостороннее соглашение о признании результатов аккредитации (MRA, Mutual Recognition Arrangement) гораздо увеличивается.

  • Независимость национального органа по аккредитации от бюджетного финансирования.

Действительно, эффективная система аккредитации представляет собой неотъемлемую часть для экономики, строящейся на рыночных принципах, ведь она создает необходимое условие работы рыночных механизмов - атмосферу доверия между участниками рынка.

По словам статс-секретаря первого заместителя председателя Госстандарта России Г.И. Элькина [1], «реформа системы аккредитации в России наиболее сложный и болезненный этап всей реформы технического регулирования», в связи с тем, что затрагиваются интересы 40 министерств и ведомств. По его мнению, наиболее перспективной для России является модель с единой системой и общими правилами аккредитации, но «переход к этой модели будет постепенным и эволюционным».

Формирование единой Системы аккредитации должно обеспечить продолжение сложившейся практики и предусматривать возможность ее дальнейшего развития.

Исходя из этого, на первом этапе, предусматривается наличие нескольких органов по аккредитации, которые уже созданы федеральными ведомствами в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2003 г. Но они будут осуществлять свою деятельность по единым правилам, которые определены Правительством РФ, и использовать единый знак Системы. Эти органы по аккредитации будут действовать в рамках существующих систем сертификации до выхода соответствующих регламентов.

С целью проведения единой государственной политики в области аккредитации создается Межведомственная комиссия, членами которой будут представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций и занимающаяся основными вопросами по совершенствованию и развитию Системы.
В то же время в Системе предусмотрено создание Бюро по аккредитации, которое, одновременно с выполнением функции одного из органов по аккредитации будет осуществлять необходимые мероприятия для обеспечения работы Системы в целом. Как орган по аккредитации Бюро будет исполнять функции Госстандарта России в Системе сертификации ГОСТ Р. К тому же в область его деятельности войдут объекты сертификации, не охваченные другими органами по аккредитации федеральных ведомств.

Бюро необходимо решить поставленные задачи для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование единой Системы аккредитации:

  • разработка нормативных документов совместно с другими органами по аккредитации, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством РФ;
  • ведение единых реестров, включающих органы по аккредитации, аккредитованные объекты и нормативные документы по аккредитации;
  • предоставление информации в области аккредитации заинтересованным сторонам;
  • обобщение опыта работы по аккредитации в России и подготовка мероприятий по совершенствованию Системы и правил аккредитации.

Бюро представляет собой неправительственную, некоммерческую организацию, работающую на принципах самофинансирования. Необходимо, чтобы эта организация была объективной, независимой, некоррумпированной. Процедуры аккредитации являются платными, как и в любой стране.

В соответствии с главой 5 ФЗ «О техническом регулировании» [55] единая Система аккредитации, в первую очередь, служит для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, область деятельности которых распространяется как на обязательную, так и добровольную сферу подтверждения соответствия. Однако в случае желания заявителя провести независимое подтверждение компетентности организаций, осуществляющих иные виды работ по оценке соответствия (например, компетентность органов, проводящих инспекцию грузов), единая Система аккредитации будет способна оказать такую услугу на добровольных началах. Поскольку ФЗ не препятствует в этом смысле единой Системой аккредитации, что видно из самого термина «аккредитация», содержащегося в Законе.

Работы по аккредитации смогут осуществлять только те эксперты, которые прошли подготовку и аттестацию в соответствии с правилами единой системы аккредитации и занесены в Единый реестр экспертов по аккредитации Системы. Исходя из особенностей различных отраслей промышленности, в качестве экспертов будут выступать высококвалифицированные специалисты данной отрасли.

Подведя итог, можно сделать вывод, что одна из основных целей реформирования Системы аккредитации - обеспечение взаимного признания результатов сертификации продукции и услуг разными странами-торговыми партнерами России. После активации единой Системы аккредитации противоречия с международными нормами будут практически исчерпаны и Россия будет иметь максимальную возможность стать полноправным членом Международного форума по аккредитации (IAF) всемирной ассоциации органов по аккредитации и оценке соответствия, Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий (ILAC) и др. и, соответственно, заключать соглашения о взаимном признании (MLA).

По результатам обсуждения проекта закона будут приняты решения, которые позволят сделать следующий шаг к созданию единой системы аккредитации [1].

Список литературы

  1. Аладышкина Н. России нужна единая система аккредитации. // Стандарты и качество. 2004. - №1 – С. 6-7.
  2. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. - №2 – С. 18-22.
  3. Болдырев И.В. Новый проект – исключение из цепи законотворческих неудач. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 6-7.
  4. Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 31-33.
  5. Воронин Г.П. Аккредитация – гарантия доверия. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 5.
  6. ГОСТ Р 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  7. ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.
  8. ГОСТ Р 51000.6-2008. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.
  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  11. ГОСТ Р ИСО/МЭК Руководство 65:2000. Общие требования к органам по сертификации продукции.
  12. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  13. Закон РФ от 10.06.1993г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу).
  14. Змиевский В. Согласия в вопросах аккредитации достичь можно. // Стандарты и качество. 2009. – №9. – С. 46-47.
  15. Зубихин А.В. О национальных системах стандартизации и оценки соответствия в США. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 38-42.
  16. ИСО/МЭК 17000:2004. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
  17. ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  18. ИСО/МЭК 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  19. ИСО/МЭК 17040:2005. Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны­ми участниками.
  20. ИСО/МЭК/ТР 17010. Общие требования к органам, аккредитующим органы инспекции.
  21. Коровкина И.А., Симкалова А.Н., Панкиной Г.В. Состояние и развитие работ по аккредитации в РФ. // Методы оценки соответствия. 2000. - №8 – С. 4-7
  22. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.
  23. Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика. //  Методы оценки соответствия. 2008. - №10 – С. 17-22.
  24. Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) – инструмент обеспечения достоверности результатов измерений. // Методы оценки соответствия. 2005. – №8 – С. 4-10.
  25. Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий. // Методы оценки соответствия. 2007. – №10 – С. 5-9.
  26. Постановление Госстандарта России № 151-ст от 31.05.2001г. «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации».
  27. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» (утратило силу).
  28. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  29. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
  30. Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 22-23.
  31. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 18.05.2005 №611 «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  32. Проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» версия 1.1.
  33. Р 50.1.035-2001. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
  34. Р 50.4.001-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
  35. Р 50.4.002-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации.
  36. Р 50.4.003-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий.
  37. Р 50.4.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации.
  38. Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации. // Стандарты и качество. 2003. - №9 – С. 10-11.
  39. Рахманов М.Л. Зарубежные системы аккредитации. // Стандарты и качество. 2003. - №11 – С. 84-86.
  40. Рахманов М.Л. Система аккредитации – основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки  соответствия. 2006. – №7(1) – С. 23-28.
  41. Рахманов М.Л., Овчаров В.К. Монопольный орган по аккредитации – за и против. // Методы оценки соответствия. 2004. - №12 – С. 4-7.
  42. Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Таскаев С.Г. Аккредитация лабораторий (строительной и дорожной отраслей). // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 17-21.
  43. РД-03-21-2007. Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  44. Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и совета от 9.07.2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рыком в отношении реализации продукции и отменяющий Регламент ЕЭС № 339/93.
  45. Розенталь О.М. Выстаивается «мир аккредитации». // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 14-16.
  46. Руководство ИСО/МЭК 58. Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  47. Руководство ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации (утратил силу).
  48. СДА-01-2008. Система документов по аккредитации. Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия.
  49. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.: ил.
  50. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Основные положения. Одобрена заседанием рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Протокол от 21 декабря 2007 года № 16).
  51. Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации. №101-06, утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 сентября 2006 г.
  52. Система сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), утверждена Заместителем Председателя Госстандарта России 15.09.1992 г.
  53. Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 678 с.
  54. Тиле Д., Беренс Ф. Будущее аккредитации в Германии. // Методы оценки соответствия. 2009. - №7 – С. 34-35.
  55. Федеральный закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  56. Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
  57. EN 45003. Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  58. EN 45010. Общие требования к оцениванию и аккредитации органов из сертификации/регистрации (утратил силу).
  59. ENTWURF, Stand: 07 Juli 2008, Gesetz uber die Errichtung einer nationalen Akkreditierungsstelle – Akkreditierungsstelleerrichtungsgesetz (AkkStelleErG). (Проект закона о создании единого национального органа по аккредитации, состояние на 7 июля 2008 г.)
  60. http://www.a2la.org/general/structure.cfm
  61. http://www.ecoindustry.ru/news.html&id=15017

Количество показов: 2442
Количество комментариев:  5
Количество голосов:  5
Сумма голосов:  21
Рейтинг:  3.48

Возвms); } }


+7 (te("@academ")-s.ru

Академия услуг

, Москва   © 2008-2021

Uni-Doki.ru -
Разработка сайта
Если Вы заметили ошибку в тексте сайта, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

<\/a>") //-->ht=1>") Rambler's Top100 Яндекс цитирования