Часть 5. Опыт аккредитации в зарубежных странах
от 17.08.2010
![]() Вследствие того, что аккредитация является особым видом оценки соответствия, и органы по аккредитации представляют собой высшую ступень в структуре участников процесса оценки соответствия, их организационно-правовая форма должна в полной мере обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых международными стандартами и соглашениями о взаимном признании результатов. Различия в организационно-правовых формах, структурах, составе учредителей и участниках процедуры аккредитации органов по аккредитации определяются многообразием национальных систем аккредитации и зависят от наличия в стране одного или нескольких органов по аккредитации [55].
Описание статуса IAF приведено в работе Рахманова М.Л. [40]: «IAF является всемирной ассоциацией органов по аккредитации в области оценке соответствия и других органов, заинтересованных в оценке соответствия в таких сферах, как системы менеджмента качества, продукция, услуги, персонал и др.» Основу его деятельности составляет разработка единых подходов к оценке соответствия, сокращающих риск для бизнеса. Основные направления программ IAF:
Полномочия высшего органа IAF возложены на Общее собрание (форум) его членов.
Основная задача ILAC состоит в создании глобальной сети испытательных и калибровочных лабораторий, аккредитованных компетентными органами-участниками. ILAC представляет собой основную международную организацию, сфера деятельности которой охватывает:
Полноправным членом ILAC является орган или группа органов, признанные своим государством национальными органами по аккредитации лабораторий и (или) инспекционных органов и удовлетворяющие требованиям документов ИСО/МЭК [40]. Членами организации являются 125 органов по аккредитации из 82 стран мира. В ее состав входят около 3000 испытательных лабораторий и 5000 контролирующих органов. Процедура признания органов по аккредитации регулируется руководящим документом ILAC – ILAC-21:2002 «Cross Frontier Accreditation – Principles for Avoiding Duplication». Он содержит глобальную цель Соглашения о взаимном признании ILAC – создание в отдельных государствах системы признанных в мире местных органов по аккредитации, имеющих возможность оказывать услуги лабораториям, желающим получить международную аккредитацию [4]. К рабочим органам ILAC относятся комитеты:
Аккредитация испытательных лабораторий, базирующаяся на согласованных на международном уровне принципах и процедурах, представляет собой наиболее важный этап формирования атмосферы взаимного доверия, что в свою очередь ведет к устранению технических барьеров в торговле [22].
EA образована в ноябре 1997 года в результате слияния EAС (European Co-Operation for Accreditation of Certification – Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала) и EAL (European Co-Operation for Accreditation of Laboratories – Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующий организаций) [30]. EA осуществляет деятельность во всех областях по оценке соответствия:
Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование аккредитации на международном уровне, все организации-члены EA должны использовать одни и те же стандарты при оценке органов по сертификации, лабораторий и контролирующих органов. Подписание многостороннего соглашения гарантирует равноценность деятельности организаций-участниц соглашения по аккредитации с помощью непрерывной и тщательной взаимной оценки, надзора и повторной оценки. Потребность в многократных оценках сокращается вследствие того, что все аккредитованные организации-участницы многостороннего соглашения обладают одинаковым уровнем компетентности. Следовательно, поставщику достаточно получить всего 1 сертификат, чтобы соответствовать требованиям европейского и международного рынков. Деятельность EA позволяет обеспечить:
Высший руководящий орган EA представлен Генеральной ассамблеей, в состав которой входят председатель, секретарь и делегаты – представители органов по аккредитации и сертификации, испытательных лабораторий и контролирующих органов. Проведением текущей работы занимается Исполнительный комитет, опирающийся на Секретариат и технические комитеты [40].
APLAC занимается гармонизацией системы аккредитации в своем регионе, содействует взаимному признанию результатов испытаний, измерении и контроля испытательных лабораторий и контролирующих органов. По состоянию на май 2009 г. в состав участников Соглашения APLAC входят 30 органов по аккредитации из 19 стран. APLAC является признанным региональным Соглашением ILAC. В России существует ААЦ (Ассоциация аналитических центров) «Аналитика», занимающая важное место в Системе аккредитации аналитических лабораторий, вступившая в IPLAC, а затем получившая статус ассоциированного члена ILAC [4].
Комитет Франции по аккредитации образовался в 1994 году и стоит во главе французской системы аккредитации. В качестве национального органа по аккредитации он обладает статусом некоммерческой ассоциации. Устав COFRAC содержит положение о том, что все члены организации желают содействовать ее деятельности и поддерживают свою позицию о невозможности формирования аналогичных (конкурирующих) организаций. Аккредитация, осуществляемая COFRAC, ведется как в законодательно регулируемой, так и в нерегулируемой областях. В связи с тем, что COFRAC обладает небольшим штатом сотрудников, со стороны привлекаются эксперты из других организаций для проведения работ по аккредитации, которые оплачиваются COFRAC. Для этого в Комитете Франции по аккредитации имеются процедуры их привлечения и регистр экспертов. Аккредитованная организация обязана каждый год платить определенный взнос, который составляет установленный процент от оборота или фиксированную сумму, и, в случае если затраты на инспекционный контроль Комитета превысили взнос, осуществляет доплату. Аттестат аккредитации COFRAC выдается на четыре года, а инспекционный контроль проводится: первая проверка - не позднее чем через 12 месяцев теми же лицами, которые проводили аккредитацию, повторная проверка - через 18 с привлечением других специалистов. COFRAC предусматривает государственный аудит, включающий участие государственных аудиторов четыре раза в год в заседаниях Правления COFRAC без права решающего голоса, но они обладают возможностью направить свое мнение в Правительство Франции. Срок проведения аккредитации составляет от четырех до шести и более месяцев. Установление дополнительных критериев аккредитации, за исключением утвержденных в международных документах (например, в стандарте ИСО/МЭК 17025 [18]), запрещается. Объекты аккредитации:
Организационную структуру COFRAC составляют:
В состав документации COFRAC входят:
Руководство COFRAC считает, испытательные и калибровочные лаборатории должны соответствовать требованиям, изложенным в одном и том же стандарте - ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [39].
Служба аккредитации Великобритании объединяет работу:
Это позволило создать единую национальную службу аккредитации Великобритании для органов, занимающихся сертификацией продукции, персонала и систем, и лабораторий, проводящих испытания и проверки. UKAS представляет собой компанию с ограниченной ответственностью по гарантии, состав которой представляет совокупность национальных интересов в области аккредитации. Члены UKAS, являющиеся ее основателями:
Правительство Соединенного Королевства утвердило роль UKAS как правомочного органа Великобритании по аккредитации органов сертификации и испытательных/калибровочных лабораторий и позволило ей использовать существующие государственные знаки аккредитации в виде стрелок часов, короны и логограммы HAMAC (Национальная аккредитационная измерительная служба). Служба аккредитации Великобритании выдает решение об аккредитации органам по сертификации и испытательным/поверочным лабораториям как свидетельство того, что они отвечают международным критериям, предусматривающим целостность, техническую компетентность и действенность методов. UKAS осуществляет деятельность в области аккредитации таких объектов, как:
Аккредитация органов по сертификации может проводиться на соответствие британским стандартам (BS), европейским нормам (EN) или стандартам ИСО серии 9000 в специальных областях деятельности до определенного уровня качества [39]. 2.3. Аккредитация в США (AALA, NVLAP)В настоящее время в США отсутствует единая система аккредитации испытательных лабораторий, их количество варьируется в пределах 100. Наибольшим авторитетом в этой области обладают система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (American Association of Laboratory Accreditation, AALA) и Национальной добровольной программы аккредитации лаборатории (National Voluntary Laboratory Accreditation Program, NVLAP). AALA уверенно занимает лидирующее положение в области аккредитации (около 70% лабораторий аккредитованы именно в этой системе). Бюджет AALA формируется из вкладов частных лиц, учредительных взносов организаций-членов и оплаты испытаний заявителем, что позволяет обеспечить независимость организации от административного влияния государства. NVLAP организована под эгидой Министерства торговли, которое занимается дотацией ее работы в дополнение к взносам за аккредитацию. Дополнительно, в качестве примера можно привести аккредитацию лабораторий, занимающихся анализом мяса животных и птицы, которая находится в компетенции Службы продуктов питания Департамента сельского хозяйства, занимающегося финансированием этой деятельности. Таким образом, в работу органов по аккредитации вовлечены и другие органы исполнительной власти. Административное воздействие государственных структур на работу органов по аккредитации значительно, но наибольшее влияние на них имеет NIST (The National Institute of Standards and Technology) и ANSI (American National Standards Institute) в областях обязательной и добровольной оценки соответствия. Благодаря их работе и активному участию государства, происходит внедрение международных стандартов в области оценки соответствия, например таких, как серия стандартов ИСО/МЭК 17000 [15]. Несмотря на то, что в законодательстве США существует развитая и имеющая более чем столетний опыт антимонопольная система, судебных прецедентов по вопросу монополии в области аккредитации не возникало. Это связано с тем, что AALA обосновывает предоставление услуг по аккредитации как услуг в целях общества (public service) [60], которые представляют собой исключения в антимонопольном законодательстве США. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в рамках национального антимонопольного законодательства монополия органа по аккредитации может иметь место. Но при этом необходимо предоставить доказательства, что монопольный орган по аккредитации осуществляет деятельность в интересах общества в большей степе в большей степени, чем для множества органов по аккредитации, конкурирующих между собой [41]. 2.4. Аккредитация в ГерманииВ настоящее время в Германии находят свое существование 5 частных и 14 государственных органов по аккредитации, являющихся уполномоченными организациями, деятельность которых охватывает обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Координацию их деятельности осуществляет Совет по аккредитации (DAR). Органы по аккредитации, являющиеся членами DAR, используют единую форму аттестата, который позволяет им использовать знак аккредитации DAR на своих документах и сертификатах. В DAR аккредитовано 3330 органов по оценке соответствия, база данных которых находится в свободном доступе и находится во взаимосвязи с базой данных Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА). К частным органам по аккредитации относятся:
Они являются участниками Многостороннего Соглашения о взаимном признании результатов ЕА и соглашений ILAC. Представители этих органов обладают международным опытом оценок «равного равным» и принимают активное участие в работе комитетов и рабочих группах ILAC и ЕА. В конце июня 2008 г. Совет ЕС и Европарламент приняли Регламент по аккредитации и надзору за рынком [44], в котором указано, что к 1 января 2010 г. каждая страна-член ЕС должна иметь только один орган по аккредитации. В результате этого система аккредитации Германии должна выполнить задачу по объединению всего накопленного опыта частных и государственных органов по аккредитации и воплотить его в единственный национальный, который должен соответствовать всем требованиям нового Регламента и международных стандартов, в частности, ИСО/МЭК 17011:2004 [17]. В связи с этим в Германии был разработан проект федерального закона «О создании Национального органа по аккредитации» [59], который направлен в ЕС для согласования. Данный закон будет содержать описание структуры и основные принципы деятельности единого национального органа по аккредитации, соответствующие новому законодательству [54]. В проекте закона (по состоянию на 07.07.2008) указывается, что Национальный орган учреждается обязательно при взаимном согласии федеральных министерств экономики, финансов, труда и социальных дел, транспорта, строительства и других, перечисленных в п. 10 данного законопроектах. В соответствии с п. 7 законопроекта при Федеральном министерстве экономике и технологий (BMWi) образуется Аккредитационный совет, консультирующий правительство в вопросах аккредитации, и функции которого выполняет Федеральная служба по исследованию и испытаниям материалов (BAM). BAM является государственным учреждением и контролирует деятельность Немецкого совета по аккредитации (DAR) [14]. В настоящее время существует 2 возможные модели юридического статуса единого национального органа по аккредитации Германии:
Если данный законопроект вступит в силу, органам по оценке соответствия будет достаточно пройти процедуру аккредитации лишь единожды, в национальном органе. Также он позволит проходить аккредитацию в обязательной и добровольной сфере в одном органе, причем ранее выданные аттестаты аккредитации отменены не будут, так как глобальных изменений в требованиях к органам по оценке соответствия в законе не будет. Это относится и к процедуре проверки компетентности. В закон будут введены лишь некоторые новые положения на основе требований директив ЕС. В 2006 г. было создано 5 проектных групп по внедрению нового законодательства ЕС, в состав которых входят представители властей, органов по аккредитации, осуществляющих деятельность в обязательной и добровольной сферах. Задачи, стоящие перед проектными группами:
При проведении равноправных оценок особое внимание следует уделить требованиям, устанавливаемым к органам по оценке соответствия в директивах ЕС и соответствующих гармонизированных стандартах. Данный подход окажет положительное влияние на налаживание активного взаимодействия между регулируемыми и нерегулируемыми областями деятельности [54]. Список литературы
Количество показов: 13512 Количество комментариев: 79 Количество голосов: 6 Сумма голосов: 26 Рейтинг: 3.58 Возврат к с }
}
|