+7 (903) 509-61-64 ICQ: 553-002-514

Академия услуг

 


Часть 5. Опыт аккредитации в зарубежных странах

от 17.08.2010 Часть 5. Опыт аккредитации в зарубежных странах

Вследствие того, что аккредитация является особым видом оценки соответствия, и органы по аккредитации представляют собой высшую ступень в структуре участников процесса оценки соответствия, их организационно-правовая форма должна в полной мере обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых международными стандартами и соглашениями о взаимном признании результатов.

Различия в организационно-правовых формах, структурах, составе учредителей и участниках процедуры аккредитации органов по аккредитации определяются многообразием национальных систем аккредитации и зависят от наличия в стране одного или нескольких органов по аккредитации [55].

  1. Международные организации по аккредитации

1.1. IAF – International Accreditation Forum – Международный форум по аккредитации.

Описание статуса IAF приведено в работе Рахманова М.Л. [40]: «IAF является всемирной ассоциацией органов по аккредитации в области оценке соответствия и других органов, заинтересованных в оценке соответствия в таких сферах, как системы менеджмента качества, продукция, услуги, персонал и др.» Основу его деятельности составляет разработка единых подходов к оценке соответствия, сокращающих риск для бизнеса.

Основные направления программ IAF:

  • разработка правил по проведению аккредитации, сертификации/регистрации и взаимному признанию;
  • обеспечение высокой степени компетентности и беспристрастности работ органов-членов;
  • гармонизация процедур аккредитации в соответствии с международными стандартами;
  • обмен информацией между органами по аккредитации;
  • участие в работе таких международных организаций, как ИСО и других;
  • содействие в развитии организаций органов по аккредитации, обладающих низкими и средними доходами в экономике.

Полномочия высшего органа IAF возложены на Общее собрание (форум) его членов.

1.2. ILAC – International Laboratory Accreditation Cooperation – Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий.

Основная задача ILAC состоит в создании глобальной сети испытательных и калибровочных лабораторий, аккредитованных компетентными органами-участниками.

ILAC представляет собой основную международную организацию, сфера деятельности которой охватывает:

  • разработку правил и документов, регламентирующих деятельность по аккредитации лабораторий;
  • оказание помощи в аккредитации лабораторий как инструменте содействия торговле;
  • оказание содействия в развитии системам аккредитации и в признании достоверности испытаний на международной уровне.

Полноправным членом ILAC является орган или группа органов, признанные своим государством национальными органами по аккредитации лабораторий и (или) инспекционных органов и удовлетворяющие требованиям документов ИСО/МЭК [40].

Членами организации являются 125 органов по аккредитации из 82 стран мира. В ее состав входят около 3000 испытательных лабораторий и 5000 контролирующих органов.

Процедура признания органов по аккредитации регулируется руководящим документом ILAC – ILAC-21:2002 «Cross Frontier Accreditation – Principles for Avoiding Duplication». Он содержит глобальную цель Соглашения о взаимном признании ILAC – создание в отдельных государствах системы признанных в мире местных органов по аккредитации, имеющих возможность оказывать услуги лабораториям, желающим получить международную аккредитацию [4].

К рабочим органам ILAC относятся комитеты:

  • по проведению конференций;
  • по прикладному применению аккредитации в торговле;
  • по практике аккредитации;
  • по практической работе лабораторий;
  • редакционный комитет.

Аккредитация испытательных лабораторий, базирующаяся на согласованных на международном уровне принципах и процедурах, представляет собой наиболее важный этап формирования атмосферы взаимного доверия, что в свою очередь ведет к устранению технических барьеров в торговле [22].

1.3. EA - European Co-Operation for Accreditation -  Европейское сотрудничество по аккредитации.

EA образована в ноябре 1997 года в результате слияния EAС (European Co-Operation for Accreditation of Certification – Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала) и EAL (European Co-Operation for Accreditation of Laboratories – Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующий организаций) [30].

EA осуществляет деятельность во всех областях по оценке соответствия:

  • поверка;
  • испытания;
  • контроль;
  • сертификация продукции, оборудования, систем управления;
  • сертификация и проверка систем экологического менеджмента в соответствии с правилами Европейской системы экологического менеджмента и аудита (EMAS).

Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование аккредитации на международном уровне, все организации-члены EA должны использовать одни и те же стандарты при оценке органов по сертификации, лабораторий и контролирующих органов. Подписание многостороннего соглашения гарантирует равноценность деятельности организаций-участниц соглашения по аккредитации с помощью непрерывной и тщательной взаимной оценки, надзора и повторной оценки.

Потребность в многократных оценках сокращается вследствие того, что все аккредитованные организации-участницы многостороннего соглашения обладают одинаковым уровнем компетентности. Следовательно, поставщику достаточно получить всего 1 сертификат, чтобы соответствовать требованиям европейского и международного рынков.

Деятельность EA позволяет обеспечить:

  • единообразие процедур по аккредитации в Европе;
  • взаимное признание между системами аккредитации, признанными на национальном уровне;
  • гармонизацию стандартов по аккредитации;
  • прослеживаемость измерений;
  • развитие многосторонних отношений организаций - членов EA как между собой, так и с органами по аккредитации и региональными группами, не входящими в состав EA.

Высший руководящий орган EA представлен Генеральной ассамблеей, в состав которой входят председатель, секретарь и делегаты – представители органов по аккредитации и сертификации, испытательных лабораторий и контролирующих органов. Проведением текущей работы занимается Исполнительный комитет, опирающийся на Секретариат и технические комитеты [40].

1.4. APLAC – Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation – Сотрудничество по аккредитации лабораторий Азиатско-Тихоокеанского региона.

APLAC занимается гармонизацией системы аккредитации в своем регионе, содействует взаимному признанию результатов испытаний, измерении и контроля испытательных лабораторий и контролирующих органов.

По состоянию на май 2009 г. в состав участников Соглашения APLAC входят 30 органов по аккредитации из 19 стран.

APLAC является признанным региональным Соглашением ILAC.

В России существует ААЦ (Ассоциация аналитических центров) «Аналитика», занимающая важное место в Системе аккредитации аналитических лабораторий, вступившая в IPLAC, а затем получившая статус ассоциированного члена ILAC [4].

  1. Национальные органы по аккредитации

2.1. Комитет Франции по аккредитации (COFRAC)

Комитет Франции по аккредитации образовался в 1994 году и стоит во главе французской системы аккредитации. В качестве национального органа по аккредитации он обладает статусом некоммерческой ассоциации.

 Устав COFRAC содержит положение о том, что все члены организации желают содействовать ее деятельности и поддерживают свою позицию о невозможности формирования аналогичных (конкурирующих) организаций.

Аккредитация, осуществляемая COFRAC, ведется как в законодательно регулируемой, так и в нерегулируемой областях.

В связи с тем, что COFRAC обладает небольшим штатом сотрудников, со стороны привлекаются эксперты из других организаций для проведения работ по аккредитации, которые оплачиваются COFRAC. Для этого в Комитете Франции по аккредитации имеются процедуры их привлечения и регистр экспертов.

Аккредитованная организация обязана каждый год платить определенный взнос, который составляет установленный процент от оборота или фиксированную сумму, и, в случае если затраты на инспекционный контроль Комитета превысили взнос, осуществляет доплату.

Аттестат аккредитации COFRAC выдается на четыре года, а инспекционный контроль проводится: первая проверка - не позднее чем через 12 месяцев теми же лицами, которые проводили аккредитацию, повторная проверка - через 18 с привлечением других специалистов.

COFRAC предусматривает государственный аудит, включающий участие государственных аудиторов четыре раза в год в заседаниях Правления COFRAC без права решающего голоса, но они обладают возможностью направить свое мнение в Правительство Франции.

Срок проведения аккредитации составляет от четырех до шести и более месяцев.

Установление дополнительных критериев аккредитации, за исключением утвержденных в международных документах (например, в стандарте ИСО/МЭК 17025 [18]), запрещается.

Объекты аккредитации:

  • органы по сертификации продукции и услуг, систем качества, персонала;
  • испытательные, поверочные и калибровочные лаборатории;
  • инспекционные организации.

Организационную структуру COFRAC составляют:

  1. Юридический орган, состоящий из членов ассоциации.
  2. Правление, включающее представителей различных сторон и осуществляющее функции менеджмента. Оно обладает возможностью осуществлять процесс аккредитации, устанавливать порядок сбора членских взносов и т.д.
  3. Бюро, подготавливающее к заседаниям вопросы на рассмотрение.
  4. Четыре сектора (отдела), занимающиеся соответственно лабораториями, сертифицирующими органами систем менеджмента (качества и окружающей среды) и персонала, продукции (и услуг), а также инспекционными органами. Комитет, входящий в каждый сектор, обладает полномочиями по принятию решений по аккредитации (первоначальная аккредитация, поддержание, возобновление аккредитации, расширение и уменьшение области применения, приостановка и отмена аккредитации) и правом разделять свои полномочия между подкомитетами или директором.
  5. Директор, который руководит небольшим штатом сотрудников в 65 человек, занятых только на данной работе.
  6. Эксперты.
    Эксперты по оценке (assessors) специализируются по системам менеджмента в широком смысле (например, по системам качества в лабораториях, в инспекционных органах, в сертифицирующих органах);
    Эксперты (experts) специализируются в определенной конкретной деятельности. Они знакомятся с технической компетентностью работников и соответствием систем качества организаций осуществляемой ими деятельности;
  7. Технические эксперты по оценке являются специально подготовленными экспертами для наблюдения за организацией в ходе инспекционного контроля.
  8. Комиссия по внутренним проверкам, состоящая из внешних экспертов.

В состав документации COFRAC входят:

  • Устав;
  • внутренние нормативные положения;
  • руководство по качеству, содержащее политику и принципы, а также ссылки на многоцелевые общие процедуры и на конкретные процедуры каждого сектора.

Руководство COFRAC считает, испытательные и калибровочные лаборатории должны соответствовать требованиям, изложенным в одном и том же стандарте - ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [39].

2.2. Служба аккредитации Великобритании (UKAS)

Служба аккредитации Великобритании объединяет работу:

  1. Национальной службы по аккредитации в области измерений
  2. Национального совета по аккредитации органов сертификации.

Это позволило создать единую национальную службу аккредитации Великобритании для органов, занимающихся сертификацией продукции, персонала и систем, и лабораторий, проводящих испытания и проверки.

UKAS представляет собой компанию с ограниченной ответственностью по гарантии, состав которой представляет совокупность национальных интересов в области аккредитации.

Члены UKAS, являющиеся ее основателями:

  • государственный секретарь по делам торговли и промышленности;
  • Ассоциация органов по сертификации Великобритании;
  • Ассоциация измерений и испытаний Великобритании;
  • Конфедерация британской промышленности;
  • Государственный секретарь по вопросам окружающей среды;
  • Федерация малого предпринимательства;
  • местные органы власти, координирующие стандарты на продукты питания и торговлю;
  • группа качества национального Союза отраслей промышленности;
  • Общественный институт закупок и поставок;
  • Институт обеспечения качества;
  • Федерация оценки безопасности.

Правительство Соединенного Королевства утвердило роль UKAS как правомочного органа Великобритании по аккредитации органов сертификации и испытательных/калибровочных лабораторий и позволило ей использовать существующие государственные знаки аккредитации в виде стрелок часов, короны и логограммы HAMAC (Национальная аккредитационная измерительная служба).

Служба аккредитации Великобритании выдает решение об аккредитации органам по сертификации и испытательным/поверочным лабораториям как свидетельство того, что они отвечают международным критериям, предусматривающим целостность, техническую компетентность и действенность методов.

UKAS осуществляет деятельность в области аккредитации таких объектов, как:

  • лаборатории, занимающиеся калибровкой, поверкой и испытаниями;
  • органов по сертификации продукции и услуг;
  • систем качества;
  • персонала;
  • инспекционных организаций.

Аккредитация органов по сертификации может проводиться на соответствие британским стандартам (BS), европейским нормам (EN) или стандартам ИСО серии 9000 в специальных областях деятельности до определенного уровня качества [39].

2.3. Аккредитация в США (AALA, NVLAP)

В настоящее время в США отсутствует единая система аккредитации испытательных лабораторий, их количество варьируется в пределах 100.

Наибольшим авторитетом в этой области обладают система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (American Association of Laboratory Accreditation, AALA) и Национальной добровольной программы аккредитации лаборатории (National Voluntary Laboratory Accreditation Program, NVLAP).

AALA уверенно занимает лидирующее положение в области аккредитации (около 70% лабораторий аккредитованы именно в этой системе). Бюджет AALA формируется из вкладов частных лиц, учредительных взносов организаций-членов и оплаты испытаний заявителем, что позволяет обеспечить независимость организации от административного влияния государства.

NVLAP организована под эгидой Министерства торговли, которое занимается дотацией ее работы в дополнение к взносам за аккредитацию.

Дополнительно, в качестве примера можно привести аккредитацию лабораторий, занимающихся анализом мяса животных и птицы, которая находится в компетенции Службы продуктов питания Департамента сельского хозяйства, занимающегося финансированием этой деятельности.

Таким образом, в работу органов по аккредитации вовлечены и другие органы исполнительной власти.

Административное воздействие государственных структур на работу органов по аккредитации значительно, но наибольшее влияние на них имеет NIST (The National Institute of Standards and Technology) и ANSI (American National Standards Institute) в областях обязательной и добровольной оценки соответствия. Благодаря их работе и активному участию государства, происходит внедрение международных стандартов в области оценки соответствия, например таких, как серия стандартов ИСО/МЭК 17000 [15].

Несмотря на то, что в законодательстве США существует развитая и имеющая более чем столетний опыт антимонопольная система, судебных прецедентов по вопросу монополии в области аккредитации не возникало. Это связано с тем, что AALA обосновывает предоставление услуг по аккредитации как услуг в целях общества (public service) [60], которые представляют собой исключения в антимонопольном законодательстве США.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в рамках национального антимонопольного законодательства монополия органа по аккредитации может иметь место. Но при этом необходимо предоставить доказательства, что монопольный орган по аккредитации осуществляет деятельность в интересах общества в большей степе в большей степени, чем для множества органов по аккредитации, конкурирующих между собой [41].

2.4. Аккредитация в Германии

В настоящее время в Германии находят свое существование 5 частных и 14 государственных органов по аккредитации, являющихся уполномоченными организациями, деятельность которых охватывает обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Координацию их деятельности осуществляет Совет по аккредитации (DAR).

Органы по аккредитации, являющиеся членами DAR, используют единую форму аттестата, который позволяет им  использовать знак аккредитации DAR на своих документах и сертификатах.

В DAR аккредитовано 3330 органов по оценке соответствия, база данных которых находится в свободном доступе и находится во взаимосвязи с базой данных Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА).

К частным органам по аккредитации относятся:

  • DAP (Немецкая система аккредитации в области испытаний);
  • DACH (Немецкий орган по аккредитации в области химии);
  • TGA (Немецкая ассоциация по аккредитации, включающая присоединившийся бывший DATech (Немецкий орган по аккредитации в области технологий);
  • государственный орган по аккредитации DKD (Немецкая служба калибровки).

Они являются участниками Многостороннего Соглашения о взаимном признании результатов ЕА и соглашений ILAC. Представители этих органов обладают международным опытом оценок «равного равным» и принимают активное участие в работе комитетов и рабочих группах ILAC и ЕА.

В конце июня 2008 г. Совет ЕС и Европарламент приняли Регламент по аккредитации и надзору за рынком [44], в котором указано, что к 1 января 2010 г. каждая страна-член ЕС должна иметь только один орган по аккредитации. В результате этого система аккредитации Германии должна выполнить задачу по объединению всего накопленного опыта частных и государственных органов по аккредитации и воплотить его в единственный национальный, который должен соответствовать всем требованиям нового Регламента и международных стандартов, в частности, ИСО/МЭК 17011:2004 [17].

В связи с этим в Германии был разработан проект федерального закона «О создании Национального органа по аккредитации» [59], который направлен в ЕС для согласования. Данный закон будет содержать описание структуры и основные принципы деятельности единого национального органа по аккредитации, соответствующие новому законодательству [54].

В проекте закона (по состоянию на 07.07.2008) указывается, что Национальный орган учреждается обязательно при взаимном согласии федеральных министерств экономики, финансов, труда и социальных дел, транспорта, строительства и других, перечисленных в п. 10 данного законопроектах.

В соответствии с п. 7 законопроекта при Федеральном министерстве экономике и технологий (BMWi) образуется Аккредитационный совет, консультирующий правительство в вопросах аккредитации, и функции которого выполняет Федеральная служба по исследованию и испытаниям материалов (BAM). BAM является государственным учреждением и контролирует деятельность Немецкого совета по аккредитации (DAR) [14].

В настоящее время существует 2 возможные модели юридического статуса единого национального органа по аккредитации Германии:

  1. Некоммерческая организация. Данный вариант предусматривает, что государственные полномочия будут возложены на новый частный орган по аккредитации, выполнение работы которого будет проходить под надзором правительства. Предпочтительно, чтобы этим органом стало объединение действующих немецких членов Соглашения о взаимном признании ILAC. Сторонниками первой модели являются такие частные органы по аккредитации, как DATech и TGA.
  2. Ведомственная (государственная) организация, в рамках которой будет создан новый правительственный орган по аккредитации.

Если данный законопроект вступит в силу, органам по оценке соответствия будет достаточно пройти процедуру аккредитации лишь единожды, в национальном органе. Также он позволит проходить аккредитацию в обязательной и добровольной сфере в одном органе, причем ранее выданные аттестаты аккредитации отменены не будут, так как глобальных изменений в требованиях к органам по оценке соответствия в законе не будет. Это относится и к процедуре проверки компетентности. В закон будут введены лишь некоторые новые положения на основе требований директив ЕС.

В 2006 г. было создано 5 проектных групп по внедрению нового законодательства ЕС, в состав которых входят представители властей, органов по аккредитации, осуществляющих деятельность в обязательной и добровольной сферах.

Задачи, стоящие перед проектными группами:

  • обеспечение гармонизации технической и системной оценки компетентности органов;
  • разработка системы распределения полномочий по областям деятельности и технических знаний и создание групп экспертов;
  • обеспечение помощи органам по аккредитации в налаживании процесса взаимодействия с местными властями;
  • усовершенствование процессов равноправной оценки посредствам вовлечения в процесс представителей национальных властей и взаимодействие с ними.

При проведении равноправных оценок особое внимание следует уделить требованиям, устанавливаемым к органам по оценке соответствия в директивах ЕС и соответствующих гармонизированных стандартах. Данный подход окажет положительное влияние на налаживание активного взаимодействия между регулируемыми и нерегулируемыми областями деятельности [54].

Список литературы

  1. Аладышкина Н. России нужна единая система аккредитации. // Стандарты и качество. 2004. - №1 – С. 6-7.
  2. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. - №2 – С. 18-22.
  3. Болдырев И.В. Новый проект – исключение из цепи законотворческих неудач. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 6-7.
  4. Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 – С. 31-33.
  5. Воронин Г.П. Аккредитация – гарантия доверия. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 5.
  6. ГОСТ Р 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  7. ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.
  8. ГОСТ Р 51000.6-2008. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.
  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  11. ГОСТ Р ИСО/МЭК Руководство 65:2000. Общие требования к органам по сертификации продукции.
  12. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  13. Закон РФ от 10.06.1993г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу).
  14. Змиевский В. Согласия в вопросах аккредитации достичь можно. // Стандарты и качество. 2009. – №9. – С. 46-47.
  15. Зубихин А.В. О национальных системах стандартизации и оценки соответствия в США. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 38-42.
  16. ИСО/МЭК 17000:2004. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
  17. ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.
  18. ИСО/МЭК 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  19. ИСО/МЭК 17040:2005. Оценка соответствия. Общие требования к оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации равноправны­ми участниками.
  20. ИСО/МЭК/ТР 17010. Общие требования к органам, аккредитующим органы инспекции.
  21. Коровкина И.А., Симкалова А.Н., Панкиной Г.В. Состояние и развитие работ по аккредитации в РФ. // Методы оценки соответствия. 2000. - №8 – С. 4-7
  22. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.
  23. Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика. //  Методы оценки соответствия. 2008. - №10 – С. 17-22.
  24. Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров) – инструмент обеспечения достоверности результатов измерений. // Методы оценки соответствия. 2005. – №8 – С. 4-10.
  25. Панева В.И. Система аккредитации аналитических лабораторий. // Методы оценки соответствия. 2007. – №10 – С. 5-9.
  26. Постановление Госстандарта России № 151-ст от 31.05.2001г. «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации».
  27. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» (утратило силу).
  28. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  29. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
  30. Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 22-23.
  31. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 18.05.2005 №611 «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
  32. Проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» версия 1.1.
  33. Р 50.1.035-2001. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
  34. Р 50.4.001-96. Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
  35. Р 50.4.002-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации.
  36. Р 50.4.003-2000. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий.
  37. Р 50.4.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации.
  38. Рахманов М.Л. Анализ развития законодательной и нормативной базы аккредитации в Российской Федерации. // Стандарты и качество. 2003. - №9 – С. 10-11.
  39. Рахманов М.Л. Зарубежные системы аккредитации. // Стандарты и качество. 2003. - №11 – С. 84-86.
  40. Рахманов М.Л. Система аккредитации – основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки  соответствия. 2006. – №7(1) – С. 23-28.
  41. Рахманов М.Л., Овчаров В.К. Монопольный орган по аккредитации – за и против. // Методы оценки соответствия. 2004. - №12 – С. 4-7.
  42. Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Таскаев С.Г. Аккредитация лабораторий (строительной и дорожной отраслей). // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 17-21.
  43. РД-03-21-2007. Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  44. Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и совета от 9.07.2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рыком в отношении реализации продукции и отменяющий Регламент ЕЭС № 339/93.
  45. Розенталь О.М. Выстаивается «мир аккредитации». // Методы оценки соответствия. 2008. - №12 – С. 14-16.
  46. Руководство ИСО/МЭК 58. Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  47. Руководство ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации (утратил силу).
  48. СДА-01-2008. Система документов по аккредитации. Общие требования к аккредитации органов оценки соответствия.
  49. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.: ил.
  50. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Основные положения. Одобрена заседанием рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Протокол от 21 декабря 2007 года № 16).
  51. Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Общий порядок аккредитации. Методические рекомендации. №101-06, утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 сентября 2006 г.
  52. Система сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров), утверждена Заместителем Председателя Госстандарта России 15.09.1992 г.
  53. Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 678 с.
  54. Тиле Д., Беренс Ф. Будущее аккредитации в Германии. // Методы оценки соответствия. 2009. - №7 – С. 34-35.
  55. Федеральный закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  56. Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
  57. EN 45003. Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию (утратил силу).
  58. EN 45010. Общие требования к оцениванию и аккредитации органов из сертификации/регистрации (утратил силу).
  59. ENTWURF, Stand: 07 Juli 2008, Gesetz uber die Errichtung einer nationalen Akkreditierungsstelle – Akkreditierungsstelleerrichtungsgesetz (AkkStelleErG). (Проект закона о создании единого национального органа по аккредитации, состояние на 7 июля 2008 г.)
  60. http://www.a2la.org/general/structure.cfm
  61. http://www.ecoindustry.ru/news.html&id=15017

Количество показов: 13512
Количество комментариев:  79
Количество голосов:  6
Сумма голосов:  26
Рейтинг:  3.58

Возврат к с } }


+7 (903) 50adem")-s.ru

Академия услуг

, Москва   © 2008-2021

Uni-Doki.ru -
Разработка сайта
Если Вы заметили ошибку в тексте сайта, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Rambler's Top100 Яндекс цитирования